Смотрим фильм «Персонаж» (2006)

Разбираем сюжетные линии, примечательные для работы тьютора
Фильм «Персонаж» вышел на экраны в 2006 году. Это фантастическая история о том, как писательница Карен Эйфел мучительно сочиняет роман о скучной жизни клерка, по имени Гарольд Крик. В это время где-то в том же городе этот самый Гарольд Крик начинает слышать у себя в голове голос писательницы, комментирующий все, что происходит в его жизни.
Данная история интересна по нескольким причинам. В основной сюжетной линии, когда Гарольд слышит голос Карен и начинает задумываться о том, как он живет, мы видим интересную аналогию с тьюторским действием. По сути то, что Карен описывает каждое действие Гарольда, каждую его мысль, образ, возникающий в его голове — это нарративное отражение жизни клерка. Писательница выступает в роли беспристрастного зеркала, которое улавливает и «возвращает» герою любую, казалось бы, мелочь его жизни: количество движений зубной щетки, стиль завязывания галстука, количество шагов от дома до автобусной остановки, и это постоянное повторение: «в течение 12 лет», «в течение 12 лет», «в течение 12 лет».

Поначалу герой и его коллеги решают, что это психическое заболевание, он даже отправляется к психиатру на консультацию. На приеме же у врача Гарольд не может признать, что он болен, считая этот голос чем-то большим, чем проявление шизофрении. Он начинает прислушиваться к голосу, который помогает ему по-новому взглянуть на события жизни: на нелюбимую работу, на одиночество, на симпатичную девушку-кондитера...
Второй интересный момент — история жизни Анны Паскаль, девушки-кондитера, которую инспектирует налоговик Кирк. Молодая девушка с татуировкой на руке и крутым характером, выступающая против «империалистических свиней», вынуждающих ее платить налоги, в одном из эпизодов рассказывает, как когда-то училась в Гарварде. Анна говорит, что чудом была зачислена в университет — ее спасло мотивационное письмо, в котором она рассуждала о том, как работа юриста поможет ей сделать мир лучше. Вспоминает она об этом без особого энтузиазма, видимо, решение поступать в Гарвард было продиктовано ей обстоятельствами (стереотипом, что без высшего образования ничего не добиться в жизни, либо волей родителей — в фильме умалчивают об этом).

Хозяйка кондитерской рассказывает о своей студенческой жизни, когда ее учебная группа подолгу и упорно готовилась к занятиям и экзаменам. Именно в тот период мисс Паскаль начала печь. По словам самой девушки, однокурсники к экзамену подготовились очень хорошо, а она сама «съехала на тройки». Ее талант не был оценен преподавателями, зато благодаря ему, спустя некоторое время число студентов в учебной группе Анны увеличилось до 27 человек и общая успеваемость повысилась. Тогда-то девушка и поняла, что может сделать мир лучше и с помощью своих печений, ведь в руках у нее вместо диплома юриста оказалось 8 тетрадок с лучшими рецептами выпечки, что позволило ей без угрызений совести оставить учебу и открыть свой бизнес. Яркий пример осознанного отношения к своему Пути, когда человек делает выбор в пользу того, что действительно близко ему, и не пытается проживать чужую жизнь.
Еще одна сюжетная линия, интересная с точки зрения тьютора, это отношения писательницы Карен Эйфел и ее помощницы Пенни Эшер. По словам самой Пенни, за одиннадцать лет работы она помогла разным авторам закончить в общей сложности 35 романов, несколько рассказов и пьес. Она специалист в том, как преодолеть так называемый «writer's block», в котором издатели подозревают популярную когда-то Карен (да она и сама это признает, мы встречаем писательницу в депрессивном состоянии, проявляющемся в частых фантазиях на тему самоубийства), не выпускавшей книг около десяти лет. Посмотрим, как Пенни помогает героине найти вдохновение завершить книгу и .. убить Гарольда.

С самого начала Пенни обозначает, что она доступна всегда как для встречи, так и для звонка и письма. Во-вторых, она сопровождает Карен в ее поисках, например, они вместе сидят под проливным дождем на набережной и «представляют автокатастрофы». Пенни пребывает в активном диалоге с Карен. Она задает ей вопросы, использует метод рефрейминга, стараясь помочь писательнице увидеть знакомые вещи в новом свете. В-третьих, Пенни предлагает Карен найти «визуальный стимул» и приглашает ее в музей. Однако Эйфел находит более привлекательное для нее место — отделение скорой помощи для тяжелораненых. Оказавшись в больнице, Пенни обращает внимание Карен на людей вокруг, предлагает ей различные «примеры». Но и это не помогает писательнице.

Наконец, Пенни пишет на карточках основные сюжетные ходы романа Карен и раскладывает их в хронологическом порядке. Этот способ позволяет писателю увидеть полотно повествования в целостности. В совокупности методы, используемые неутомимой помощницей, возвращают писательнице утраченное вдохновение и присущий ей особый взгляд на мир вокруг, в результате чего на Карен неожиданно снисходит озарение. Финал, который она не могла найти в течение нескольких лет, наконец-то был найден.
В фильме есть еще пара эпизодов, где можно увидеть примеры тьюторского действия. Это метод анализа и исключения, который использует профессор литературы Гилберт. Как специалист своего дела, он знает все сюжеты мировой литературы и помогает Гарольду найти именно тот, в котором против своей воли оказался герой. Парадоксальное на первый взгляд мышление профессора сбивает героя с толку, но стимулирует его поиски.
Обратим внимание на микро-эпизод разговора Гарольда с его другом по работе, когда они обсуждают мечту детства. Известный прием, когда человек, ощущающий тупик, теряющий цель своего движения по жизни, делает остановку и вспоминает, о чем мечтал в детстве. Гарольд скептически относится к идее друга отправиться в школу астронавтов, объясняя это тем, что школа только для детей. Ответ друга заставляет Гарольда по-новому посмотреть на предмет спора и на собственную детскую мечту — научиться играть на гитаре.

Тот же коллега в самом начале фильма произносит ценную фразу, которая также отсылает нас к практике тьюторства: «Нельзя сопровождать того, кто не движется». Правда, в фильме герой говорит о преследовании, но суть примерно та же: «Как тебя может кто-то преследовать? Ты же никуда не движешься.»
Конечно, в результате сюжетных перепетий герой Уилла Феррелла начинает по-новому смотреть на свою жизнь. Его существование обретает смысл, утраченный за 12 лет рабочей рутины и скучной, монотонной жизни. В финале фильма мы видим его перерождение, что дарит зрителю надежду и вдохновение начать проживать свою жизнь осознанно, искать свой Путь.
As Harold took a bite of Bavarian sugar cookie, he finally felt as if everything was going to be okay. Sometimes, when we lose ourselves in fear and despair, in routine and constancy, in hopelessness and tragedy, we can thank God for Bavarian sugar cookies. And, fortunately, when there aren't any cookies, we can still find reassurance in a familiar hand on our skin, or a kind and loving gesture, or subtle encouragement, or a loving embrace, or an offer of comfort, not to mention hospital gurneys and nose plugs, an uneaten Danish, soft-spoken secrets, and Fender Stratocasters, and maybe the occasional piece of fiction. And we must remember that all these things, the nuances, the anomalies, the subtleties, which we assume only accessorize our days, are effective for a much larger and nobler cause. They are here to save our lives. I know the idea seems strange, but I also know that it just so happens to be true.
Karen Eiffel (Emma Thompson), Stranger Than Fiction
Made on
Tilda